Письмо в браузере

Привет!

Пришло время разобраться с этим вопросом, который волнует многих: удаленная редакция или в штате? Мой ответ — удаленная. 

Закисание мозгов

Есть такая болезнь: человек долго работает с одним продуктом и перестает видеть, что на самом деле важно конечному клиенту.

Возьмем, к примеру, онлайн-бухгалтерию. Это очень полезный продукт: предприниматель загружает выписки, потом далее-далее-готово, на выходе платежки, оплатил и  можно забыть о налогах еще на квартал. Здорово же!

Со временем специалист, которые занимается продуктом (назовем его продуктологом), всё больше погружается в него и начинает мыслить фичами и кнопочками. Вот как мы тут обновили, тут передвинули. Он, конечно, делает и глобальные изменения в продукте, но рассказывает об этом не так: «Это поможет решить нашему клиенту такую проблему», а так: «Вот какую новую функцию придумали». Клиенту плевать на функции, ему важно, что он получит, для чего ему это все.

Если про продукт надо писать, то лучше доверить это редактору: он смотрит на продукт со стороны и находит то, что важно для клиента. Даже если продуктолог закапывается, редактор подсказывает: «Смотри, клиенту важен не новый интерфейс обмена данными с налоговой, а то, что он получит смс-уведомление, если не доплатил налоги. Давай об этом и напишем».

Если редактору говорят: «Ну вот тут перепиши, чтобы красиво», — он возвращает коллег к цели и полезному действию: «Что тут важно для клиента?». Если этого требует дело, редактор может поспорить и даже поругаться, но отстоит полезное действие. В конце концов коллеги даже признают, что редактор помог им найти истину.

А теперь представим, что редактор сидит в штате. Он вместе со всеми ходит в столовку и справляется с трудностями корпоративной жизни.

Если он силен духом, то ничего не изменится. Ему говорят, чтобы написал красиво и слова переставил, а он: «Нет! Что тут на самом деле важно для клиента?», —  и рукой так делает, как на советском плакате. 

Но что если редактор уже подружился со всеми и ему сложно отказать ребятам: «Неудобно как-то, вроде вместе в столовку ходим, а так один буду ходить, что я как этот, ну ладно, напишу, что мне сложно что ли, это всего лишь текст». И всё, пошло-поехало: один текст, другой и вот уже все вокруг обросло фичами и кнопками, а до конечного клиента (читателя всех этих материалов) и дела нет. 

Именно поэтому я всегда выбираю быть подрядчиком и работать на удаленке. Это помогает мне не закисать, не растекаться. Я смотрю на продукт со стороны и мне нестрашно жестко отстоять полезное действие, если это нужно. Моя задача — увидеть фигню, всем громко о ней сказать и показать, как сделать иначе. И у меня нет цели строить отношения или быть для всех хорошей. В штате это тоже возможно, но я долго работала так и знаю, насколько это сложно. 

Приходящий редактор

Если у вас сложный продукт или просто хочется пообщаться вживую, пусть редактор иногда приходит. Это уже как договоритесь и как удобно обоим. К примеру, я прихожу в офис раз в неделю: общаюсь с людьми, решаю вопросы лично, хожу на важные совещания. Так все видят живого главреда, а не просто буковки на экране. За день успеваю пообщаться со всеми, кто не мог созвониться, и опять ухожу на удаленку. 

Мне нравится такой вариант. Замечала, что авторов бодрит, если можно изредка приехать в офис, пообщаться с живыми людьми, а не с голосами в скайпе, посмотреть, как все устроено. Такое погружение помогает еще лучше понять продукт и придумать новые ходы. 

Ну а как я буду контролировать авторов на удаленке?

Если вам нужно ходить за каждым автором и смотреть, работает он или нет, у вас нездоровая обстановка. 

Ищите людей, которые заинтересованы в работе. Если автор получает сдельную оплату, то ему выгодно набирать как можно больше задач, делать их качественно и быстро.

Конечно, люди все разные. Если вы наняли кого-то сдельно, не значит, что по умолчанию он перепашет вам поле задач. Дрожащие миллениалы, магнолии и фиалки встречаются в любых сферах. Но вы уже знаете приемы, как найти своих людей и выявить всех этих. 

Помните вот что: сами по себе процессы не будут работать даже с самыми прекрасными людьми. В любом случае придется следить за правилами, корректировать процессы, решать проблемы. Но мой опыт показывает, что если люди хотят работать, они работают. Если совершают ошибки, исправляют и работают дальше. И это нормально. 

Я обговариваю с авторами в редакции понятные правила и описываю все в документах: как и что мы согласовываем, когда я вмешиваюсь, когда мне не подходит работа автора и мы расстаемся. Я ничего не скрываю, у меня всё на виду, никаких подковерных игр. Если договорились, что автор сам отвечает за сроки, я считаю, что так и есть. Если сроки нарушаются, я прихожу и выясняю, в чем дело. Если это случается слишком часто и автор не пытается работать иначе, мы расстаемся. 

Как-то был у меня случай. Я увидела, что один автор постоянно нарушает сроки. Ну вернее как: автор берет задачу, срок подходит, а я даже черновика не видела. Я раз спросила, что такое, второй раз — та же ситуация. 

Мы созвонились. Моя позиция — честно и конкретно сказать, как я вижу ситуацию. Если автор нарушает сроки или заказчик не знает, что происходит с задачей, автор подводит всех ребят в редакции:

заказчики перестают нам доверять задачи → у авторов меньше задач, они меньше зарабатывают → в конце концов мы расходимся. 

Я хочу так: автор взял задачу и сам отвечает за сроки. Если надо, передоговаривается и решает вопросы с заказчиком. Если не получается, подключает меня. Но идет ко мне не за день до срока, а заранее бьет тревогу. Мне нужны люди, с которыми я работаю в партнерстве и которые несут ответственность, а с неразумными детьми не хочу работать.

В итоге я всё это сказала, четко и прямо. Мы выяснили, почему западали сроки, проработали эти ситуации, договорились, как действуем дальше. Задачи стали двигаться, надеюсь, так и будет. 

Я никогда не коплю дальше обиду, если были какие-то ошибки. Ну были и были, у всех такое случается. Если дальше ситуация наладилась, двигаемся дальше и работаем. Если нет, тоже никаких обид, просто не сработались.

Конечно, ситуации бывают разные. Если вижу, что автор устал или что-то не клеится, я не иду трясти санкциями или ругаться, я разговариваю, придумаю способы вернуть человека в строй или настаиваю на отпуске. Каждый может устать или выгореть, у каждого могут быть проблемы. И я стараюсь в этом помогать. Я хочу, чтобы людям рядом было комфортно и чтобы они не чувствовали себя загнанными лошадьми. 

А как быть, если авторы из разных городов и часовых поясов?

Без разницы, откуда авторы, если они хотят работать и отвечают за задачи. Я уже говорила, в редакции есть очень ценный для меня автор из Владивостока.

Сначала я сомневалась: разные часовые пояса, плюс 7 часов. Но автор мне сказала что-то вроде такого: «Я понимаю, что это может казаться проблемой. Я буду сама регулировать время. Могу созваниваться с маркетологами до 14, зато с утра к моменту, когда все просыпаются, у меня уже будет написанный текст». 

Я часто забываю, что автор работает из Владивостока. Иногда вижу, что она отвечает кому-то в слаке в 5 вечера и мысленно прикидываю, сколько сейчас у нее времени. Но она берет задачи и делает их, а если что-то идет не так — всегда приходит и мы улаживаем ситуацию. Для меня этот человек —  партнер и с такими людьми я хочу работать в команде. Ну и вообще мне очень повезло со всеми ребятами в редакции, можно написать по письму о достижениях каждого. 

Редактор должен работать в связке с дизайнером, а на удаленке это невозможно, как быть?

Да, хорошо, когда редактор и дизайнер работают вместе. Но зачем им сидеть рядом друг с другом?

Я знаю компании, в которых редакторы и дизайнеры постоянно спорят между собой и доказывают, кто главнее. Наверняка, делать это в офисе удобнее. Но посмотрите на это по-другому: если у вас так, то скорее всего у вас какая-то нездоровая атмосфера в команде. Почему ваши люди спорят? Почему они доказывают, кто главный? Почему дизайнер лезет в тексты и не доверят редактору? 

В идеальной ситуации (а так бывает) редактор и дизайнер подсказывают друг другу, как сделать лучше. Там нет спора и ожесточения, только здоровая дискуссия.

А что если у автора будут другие проекты?

Здорово, вам повезло. У него не будут закисать мозги, сможет переключаться на другие продукты и отдыхать. 

Поймите одну вещь: вам не надо волноваться, когда и что делает автор. Вас это вообще не касается, если он выполняет свои задачи в срок. Он не школьник, за которым надо следить: выполнил он уроки или обманул и ушел гулять.

Хорошо, если автор успевает делать другие проекты и еще у вас все тянет и делает круто. Таким человеком можно только гордиться и тащить его дальше во все задачи. 

Хуже, если человеку ничего не надо, лишь бы отсидеть и побыстрее улизнуть. Хуже, если он не вступает в дискуссию, а просто двигает буквы, как вы ему сказали. Хуже, если редактор мыслит текстом, буковками и как красиво, а не думает о продукте. Хуже, если он исчезает при любой неудаче. Вот это полная ерунда и надо что-то менять. А если человек круто справляется, везде приходит на помощь, разгребает горы смысловой фигни и у него еще есть другие проекты, дайте ему премию, заслужил. А лучше дайте мне его контакты, я приглашу его в редакцию. 

Какие инструменты использовать для удаленки?

Ваш главный инструмент — найти редакторов, на которых можно положиться и которые отвечают за задачи. Все остальное — ваш выбор. Вы можете использовать любые удобные для вас инструменты. Хотите трелло, хотите ноушн, разницы нет, это всего лишь инструменты. 

Если вы не можете доверять авторам и если у вас сыпятся сроки по всем задачам, то никакой ноушн вам не поможет.

Остались вопросы?

У меня по плану еще одно обязательное письмо в этой рассылке. Но, возможно, у вас остались вопросы. Задавайте их в этом опросе, я отвечу в одном письме на несколько самых интересных.
Вся рассылка об управлении авторами и редакциями